lapushka1: (Девочка-скерцо)
[personal profile] lapushka1
Прочитала тут в одном сообществе пост:

"Никогда не понимал почему Бродский считается великим поэтом. Может, его стихи в английском переводе лучше чем на русском?"

Ну и, конечно, куча комментариев. Кто-то из комментаторов пишет: "критерий предложу: цитируемость в народе". Мол, Бродского никто не цитирует, и потому великим его считать нельзя. Кто-то называет его стихи "стерильными" и "мертворожденными"...

Захотелось и мне добавить свои пять копеек, но оставлять там комментарии могут только члены сообщества - а мне туда как-то не очень хочется. Поэтому напишу у себя. На вопрос о цитируемости Бродский уже давно ответил сам:

Моя песня была лишена мотива,
но зато ее хором не спеть. Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладет на плечи.

Что касается стерильности - да Бог с вами. Если в стихах нет истерики, они для вас уже и стерильны? Лично я не знаю ничего горше - и ничего, что лучше описывало бы живую, страдающую, но смирившуюся с самой собой и с миром человеческую душу, чем эти три строки Бродского:


...Смотри в окно и думай понемногу:
во всем твоя одна, твоя вина,
и хорошо. Спасибо. Слава Богу.

Сразу скажу, что Бродский не относится к числу моих любимых поэтов. Есть те, чьи слова мне ближе по духу и родней. Но отрицать его величие - это все равно, что расписаться в собственной врожденной глухоте: мол, не понимаю, и чего все хвалят этого Шаляпина, как-то он некрасиво и неритмично рот раскрывает... Конечно, Поэт не нуждается в моей - или чьей нибудь еще - защите. И конечно, о его стихах написано огромное количество гораздо более правильных и умных слов. А я просто процитирую некоторые его строки - те, которые лично меня не могут оставить равнодушной:



* * *
Такой мороз, что коль убьют, то пусть
из огнестрельного оружья.


* * *
Новейший Архимед
прибавить мог бы к старому закону,
что тело, помещенное в пространство,
пространством вытесняется.


* * *
Это абсурд, вранье:
череп, скелет, коса.
«Смерть придет, у нее
будут твои глаза».


* * *
Мне говорят, что нужно уезжать.
Да-да. Благодарю. Я собираюсь.
Да-да. Я понимаю. Провожать
не следует. Да, я не потеряюсь.


* * *
Ибо нет одиночества больше, чем память о чуде.


* * *
Душный июль! Избыток
зелени и синевы — избитых
форм бытия.


* * *
Апрель. Страстная. Всё идет к весне.
Но мир ещё во льду и белизне.
И взгляд младенца,
ещё не начинавшего шагов,
не допускает таянья снегов.
Но и не деться
от той же мысли — задом наперёд —
в больнице старику в начале года:
он видит снег и знает, что умрёт
до таянья его, до ледохода.


* * *
Здесь, на земле,
от нежности до умоисступленья
все формы жизни есть приспособленье.


* * *
... Боль — не нарушенье правил:
страданье есть
способность тел,
и человек есть испытатель боли.
Но то ли свой ему неведом, то ли
её предел.


* * *
Так, дохнув на стекло, выводят инициалы
тех, с чьим отсутствием не смириться;
и подтек превращает заветный вензель
в хвост морского конька.



* * *
Ты не скажешь комару:
«Скоро я, как ты, умру».
С точки зренья комара,
человек не умира.


* * *
Жизнь, которой,
как дарёной вещи, не смотрят в пасть,
обнажает зубы при каждой встрече.
От всего человека вам остаётся часть
речи. Часть речи вообще. Часть речи.


* * *
А так — меняются комнаты, кресла, стулья.
И всюду по стенам — то в рамке, то так — цветы.
И если бывает на свете пчела без улья
с лишней пыльцой на лапках, то это ты.


* * *
Толком не знаю. Но в каждой вере
есть та черта, что по крайней мере
объединяет её с другими:
то не запреты, а то, какими
люди были внизу, при жизни,
в полной серпов и крестов отчизне.


* * *
В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.


* * *
Смерть, знаешь, если есть свидетель,
отчетливее ставит точку,
чем в одиночку.


* * *
Октябрь — месяц грусти и простуд,
а воробьи — пролетарьят пернатых —
захватывают в брошенных пенатах
скворечники, как Смольный институт.


* * *
Но что до безобразия пропорций,
то человек зависит не от них,
а чаще от пропорций безобразья.


* * *
Когда-нибудь, когда не станет нас,
точнее — после нас, на нашем месте
возникнет тоже что-нибудь такое,
чему любой, кто знал нас, ужаснётся.
Но знавших нас не будет слишком много.


* * *
Но лучше поклоняться данности
С глубокими ее могилами,
Которые потом,
За давностью,
Покажутся такими милыми.


* * *
Я говорю с тобой, и не моя вина,
если не слышно. Сумма дней, намозолив
человеку глаза, так же влияет на
связки. Мой голос глух, но, думаю, не назойлив.


* * *
У всего есть предел: в том числе у печали.
Взгляд застревает в окне, точно лист — в ограде.



* * *
Так стенные часы, сердцебиению вторя,
Остановившись по эту, продолжают идти по ту
Сторону моря.


* * *
... и я рад, что на свете есть расстояния более
немыслимые, чем между тобой и мною.


* * *
...Один твердит:
цель жизни — слава и богатство.
Но слава — дым, богатство — гадство.
Твердящий так — живым смердит.

Другой мечтает жить в глуши,
бродить в полях и все такое.
Он утверждает: цель — в покое
и в равновесии души.

А я скажу, что это — вздор.
Пошел он с этой целью к черту!
Когда вблизи кровавят морду,
куда девать спокойный взор?

И даже если не вблизи,
а вдалеке? И даже если
сидишь в тепле в удобном кресле,
а кто-нибудь сидит в грязи?

Все это жвачка: смех и плач,
«мы правы, ибо мы страдаем».
И быть не меньшим негодяем
бедняк способен, чем богач.


* * *
Старение есть отрастание органа
Слуха, рассчитанного на молчание.


* * *
Наверно, тем искусство и берет,
Что только уточняет, а не врет,
Поскольку основной его закон,
Бесспорно, независимость деталей.


* * *
То ли пулю в висок, словно в место ошибки перстом,
то ли дернуть отсюдова по морю новым Христом.


* * *
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.


* * *
День кончился. И с точки зренья дня
всё было вправду кончено.


* * *
Море внешне безжизненно, но оно
полно чудовищной жизни, которую не дано
постичь, пока не пойдёшь на дно.


* * *
Местность, где я нахожусь, есть рай,
ибо рай — это место бессилья. Ибо
это одна из таких планет,
где перспективы нет.


* * *
Когда так много позади
всего, в особенности — горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
Оно обширнее. Оно
и глубже. Это превосходство —
не слишком радостное. Но
уж если чувствовать сиротство,
то лучше в тех местах, чей вид
волнует, нежели язвит.


* * *
Обычно тот, кто плюет на Бога,
плюет сначала на человека.


* * *
Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть.


* * *
Рыбы зимой живут.
Рыбы жуют кислород.
Рыбы зимой плывут,
задевая глазами лёд...


* * *
Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.


* * *
Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой отплюнусь.


* * *
Одиночество есть человек в квадрате.


* * *
В феврале далеко до весны,
ибо там, у него на пределе,
бродит поле такой белизны,
что темнеет в глазах у метели.
И дрожат от ударов дома,
и трепещут, как роща нагая,
над которой бушует весна,
белизной седину настигая.



Date: 2016-01-29 02:05 pm (UTC)
From: [identity profile] yuriyag.livejournal.com
Талант Бродского не нуждается в защите, так что и хорошо что в "сообщество" не написали. Нет смысла.

А за отличную подборку цитат - огромное спасибо! Получил массу удовольствия.

Date: 2016-01-29 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Да, наверное, хорошо, что не получилось туда написать :)

Date: 2016-01-29 03:26 pm (UTC)
From: [identity profile] k-siu777.livejournal.com
Благодарю. А насчет "никто не цитирует" - это более чем спорно. Я вот даже на стенах и заборах постоянно натыкаюсь :) Например

Image

Image

Image
Edited Date: 2016-01-29 03:31 pm (UTC)

Date: 2016-01-29 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Однако же :))

Беда в том, что кроме нескольких наиболее известных стихотворений, Бродского все же знают плохо и мало. Потому что чтение его стихов требует работы и разума, и души, а люди, увы, не слишком любят заставлять их работать одновременно.

Date: 2016-01-29 03:51 pm (UTC)
From: [identity profile] kosmopoliten.livejournal.com
В России нет ни одного поэта или писателя или художника, которого бы не травили при жизни.
Достаточно вспомнить не только А.Пушкина или М.Лермонтова, но и Ахматову и Цветаеву и Мандельштама и писателя Зощенко ..а вот такие , как художник Налбандян , или , не побоюсь этого слова- скульптор, Зураб Церетели, были в фаворе у идеологов стран..
Поэт Твардовский пил по черному от невыносимости бытия...но его не трогали.
И мне лично глубоко плевать на то, что думают о И.Бродском разные австралопитеки и питекантропы , научившиеся писать в интернете.
Достаточно и того, что в СССР его травили...а это уже показатель порядочного человека.

Date: 2016-01-29 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
То, что травили - не показатель таланта, на мой взгляд. Это, скорее, показатель внутренней свободы, которая не сочетается с любой навязанной "сверху" идеологией.
Хотя известности эта травля ему, безусловно, добавила - и, как говорила Ахматова, "сделала ему биографию".

Edited Date: 2016-01-29 04:00 pm (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] kosmopoliten.livejournal.com - Date: 2016-01-29 04:06 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com - Date: 2016-01-29 04:12 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kosmopoliten.livejournal.com - Date: 2016-01-29 04:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-01-29 03:58 pm (UTC)
From: [identity profile] narine khachatryan (from livejournal.com)
Это абсурд, вранье:
череп, скелет, коса.
«Смерть придет, у нее
будут твои глаза».

Спасибо:)

Date: 2016-01-29 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
:) Это из "Натюрморта". Вот две последние части:


9

Вещь. Коричневый цвет
вещи. Чей контур стерт.
Сумерки. Больше нет
ничего. Натюрморт.

Смерть придет и найдет
тело, чья гладь визит
смерти, точно приход
женщины, отразит.

Это абсурд, вранье:
череп, скелет, коса.
«Смерть придет, у нее
будут твои глаза».

10

Мать говорит Христу:
- Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?

Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мертв или жив?

Он говорит в ответ:
- Мертвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.

(no subject)

From: [identity profile] narine khachatryan - Date: 2016-02-02 05:53 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-01-29 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] tseytlin.livejournal.com
Ну, по мнению некоторых, Бродский, вообще, не русский поэт.
Равно как и Мандельштам, и Слуцкий, и много кто ещё.

Увы, это старая песня.

Date: 2016-01-29 04:08 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Ой, не думаю, что тут дело именно в этом. Просто он достаточно сложен для восприятия. И многие даже не подозревают, сколько прекрасного они теряют, не давая себе труда вчитаться.
Edited Date: 2016-01-29 04:17 pm (UTC)

Date: 2016-01-29 04:25 pm (UTC)
From: [identity profile] vmel.livejournal.com
Не со всем в цитатах согласен, а чего-то, возможно, не понял.

Ну так в том и дело, что Бродский заставляет вчитываться и вдумываться. И разумеется, требует немалого ума и "фоновых знаний", и только человек, обладающий таковыми, может его оценивать.

Date: 2016-01-29 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Но ведь и не обязательно соглашаться, правда? Можно ведь и мысленно поспорить с поэтом - и польза от этого совсем не меньшая, а порой даже и бОльшая.

Я старалась не вырывать цитаты "с мясом" - но, разумеется, для полного понимания нужен весь контекст.

(no subject)

From: [identity profile] vmel.livejournal.com - Date: 2016-01-29 04:52 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-01-29 04:35 pm (UTC)
From: [identity profile] val000.livejournal.com
Я уже об этом всё сказалздесь :)

Date: 2016-01-29 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Спасибо! Очень интересное исполнение "Генерала", не слышала раньше. Это стихотворение, кстати, вообще полностью можно растащить на цитаты. Но лучше этого не делать :)

А Казаков, на мой взгляд, вообще читал Бродского лучше всех - как-то правильней, что ли.

(no subject)

From: [identity profile] val000.livejournal.com - Date: 2016-01-29 07:05 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com - Date: 2016-01-29 07:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] val000.livejournal.com - Date: 2016-01-29 07:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com - Date: 2016-01-29 07:17 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-01-29 05:48 pm (UTC)
From: [identity profile] vladiv.livejournal.com
Я не очень люблю фразу о том, что если надо объяснять, то объяснять не надо. Но тут как раз этот самый случай.
Довольно распространённое обвинение поэзии Бродского - что ему сердечности не хватает. Ага. Сердце подвело.

Date: 2016-01-29 06:01 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
А мне вот кажется, что надо... не объяснять, нет... А просто привлечь внимание. Помочь человеку понять, что "многабукафф" - это не страшно. Что в том, что ему кажется нагромождением "холодных" слов, больше жизни, чувства - и гораздо больше смысла, чем ему представляется. Что стихи Бродского - для того, чтобы уловить все нюансы - надо читать не один, не два и даже не три раза.

Date: 2016-01-29 05:54 pm (UTC)
From: [identity profile] pristalnaya.livejournal.com
Я люблю Бродского. Спасибо за эти цитаты. Мне кажется, у него можно цитировать всё.
Мне тяжело читать его много. Просто сердце рвётся...

Date: 2016-01-29 06:04 pm (UTC)
From: [identity profile] vita239.livejournal.com
Я люблю вот это:

В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
и честно двери делит пополам.
В деревне Он - в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
приплясывает сонно на огне,
подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит. Выдает
девицу за лесничего. И в шутку
устраивает вечный недолет
объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту.

(no subject)

From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com - Date: 2016-01-29 06:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: (Anonymous) - Date: 2016-01-29 06:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com - Date: 2016-01-29 06:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] amigofriend.livejournal.com - Date: 2016-01-30 09:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com - Date: 2016-01-30 09:21 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vita239.livejournal.com - Date: 2016-01-29 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com - Date: 2016-01-29 06:42 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vita239.livejournal.com - Date: 2016-01-29 06:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com - Date: 2016-01-29 06:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vita239.livejournal.com - Date: 2016-01-29 06:27 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-01-29 06:22 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Я вот тоже не могу его много читать за раз, это действительно трудно. Но зато можно раскрыть книгу на любом месте - и знать, что ни одна строка тебя не разочарует, не будет пошлой или случайной.

Date: 2016-01-29 06:07 pm (UTC)
From: [identity profile] vita239.livejournal.com
если человек многогранен, а его, ознакомившись с одной гранью, считают всегда таким, не подозревая, что он может быть и этаким, то экстраполяторы не выходят из плоскости.

Date: 2016-01-29 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
А из плоскости выходить многим вообще не приходит в голову :)

(no subject)

From: [identity profile] vita239.livejournal.com - Date: 2016-01-29 06:29 pm (UTC) - Expand

Date: 2016-01-29 08:19 pm (UTC)
From: [identity profile] hahi.livejournal.com
Потрясающая подборка. Спасибо!

Date: 2016-01-29 08:38 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Спасибо Поэту - за то, что был и есть.

Date: 2016-01-29 08:48 pm (UTC)
From: [identity profile] maggalia.livejournal.com
Аня, спасибо огромное!
Просто очень-очень приятно видеть такое в ленте. И в который раз перечитать любимое.

Date: 2016-01-29 09:16 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Просто очень уж задели почему-то эти фразы... Обидно стало за такие стихи.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] maria_evchik сослался на вашу запись в своей записи «Только одно расхождение с автором: Бродский относится к числу моих любимых поэтов. (http://maria-evchik.livejournal.com/192883.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в post [...]

Date: 2016-01-30 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] chva.livejournal.com
Здесь нужно понимать один очень важный момент. Сейчас, когда «надвигается тьма» и значительная часть русского общества скатилась не просто к традиционалистской, но прямо к реакционной схеме мировосприятия, развелось много поклонников СССР, причём в самых худших его проявлениях (к каковым, без сомнения, относилась идеологическая борьба со всеми сколько-нибудь необычными). Бродский, как известно, тоже пострадал по этой линии, что для многих — как красная тряпка для быка. Самое же неприятное тут, что Бродский не был ни тунеядцем (предлог для преследования), ни диссидентом (истинная причина). Он просто хотел жить и писать так, как этого требовал его талант и его ум. Можно понять за что любители СССР ненавидят талантливого (а по моему мнению и гениального) Галича. Он был на самом деле борцом с властью. Но с Бродским недалекие руководители совершили очевидную ошибку, а такие же недалекие и агрессивные современные россияне не могут признать, что в руководстве СССР могли ошибаться. А если не ошибались — значит Бродский тунеядец и враг, ничтожество, получившее признание и премию только «в пику».

Кстати, замечу, что ссылка и другие преследования (вплоть до высылки из страны) не просто сделали ему биографию, но без сомнения и обогатили его творчество. Не только он узнал те пласты жизни, с которыми он раньше не сталкивался, но тяжелая душевная работа способствовала и значительному его росту как поэта.

Что касается стерильности... только очень плохой психолог может писать об этом. С первого взгляда Бродский может показаться холодно-отстраненным, не способным к чувствам, к сопереживанию, поэзия его может представиться слишком строгой, слишком математичной, но разве по стихам его не видно, что происходило в его душе?

В одиночке при ходьбе плечо
следует менять при повороте,
чтоб не зарябило и еще
чтобы свет от лампочки в пролете

падал переменно на виски,
чтоб зрачок не чувствовал суженья.
Это не избавит от тоски,
но спасет от головокруженья.

А «памяти отца» (Ты ожил, снилось мне, и уехал в Австралию...) — разве мог это написать «стерильный» человек?

Date: 2016-01-30 05:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
Знаете, Вы правы насчет возврата именно к худшим традициям СССР (учитывая, что было и хорошее) - но вот я почему-то не думаю, что в данном конкретном случае неприятие и непонимание поэзии Бродского так напрямую связано с изменившимся мировосприятием людей. В этом, на мой взгляд, больше обычного невежества, а не идеологии.

И да, Бродский просто хотел писать, это было для него жизненной потребностью и необходимостью. И, мне кажется, это его "диссидентство поневоле" было для него чуждо, он был очень далек от "бунта". Но сам его образ жизни расценивался его преследователями как бунт против системы.



Date: 2016-02-01 06:48 am (UTC)
From: [identity profile] ivanburatinov.livejournal.com
Но лучше поклоняться данности
С глубокими ее могилами,
Которые потом,
За давностью,
Покажутся такими милыми.

Мне и этих строк было бы достаточно.

Date: 2016-02-01 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] lapushka1.livejournal.com
И мне бы их хватило.

Profile

lapushka1: (Default)
lapushka1

February 2016

S M T W T F S
 1 2 3 4 5 6
78910111213
14151617181920
21222324252627
2829     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 22nd, 2017 10:34 am
Powered by Dreamwidth Studios